Польза легкого переохлаждения
Как известно, сон играет важнейшую роль для здоровья человека, однако новое научное исследование подсказывает наличие относительно легкого и доселе неизведанного способа преумножения его достоинств — понижения значения комнатного терморегулятора.
До недавнего времени, большинство ученых отрицали наличие бурого жира у взрослых, однако в последние несколько лет, редкие отложения этой ткани — чайная ложка, буквально — были обнаружены в шейной области и верхней части спины у многих взрослых людей.
Это чрезвычайно важное открытие, поскольку бурый жир, в отличие от широко известного белого вещества, является метаболически активным. Эксперименты на мышах показали его способность извлекать сахар из кровотока для сжигания калорий, а также поддерживать внутреннюю температуру.
Охлажденные спальни могут едва заметно трансформировать человеческий запас бурого жира — с какого-то момента считающегося ‘хорошим жиром’ — и таким образом изменить энергетический расход и метаболическое самочувствие человека даже в течение светового дня.
Схожий процесс, по-видимому, имеет место в человеческом организме. Для нового изыскания, опубликованного в июне в американском издании Diabetes, исследователи, связанные с Национальным Институтом Здравоохранения США, предложили пяти здоровым молодым мужчинам спать в специальных помещениях НИЗ США с управляемым микроклиматом на протяжении четырех месяцев.
Добровольцы занимались своими обычными делами в течение дня и возвращались затем каждый вечер к 8 часам к месту своего экспериментального ночлега. Круглосуточное питание, включая обед, было полностью обеспечено для поддержания постоянного калорийного потребления участников исследования, проводивших ночи в специальной одежде медицинского персонала под легкими простынями.
Первый месяц исследователи поддерживали в спальных помещениях температуру 75°F (23,8°C), считающуюся нейтральной и не вызывающую смягчающей реакции организма.
В следующем месяце спальни были охлаждены до 66°F (18,8°C) – температуры, стимулирующей, по мнению исследователей, активность бурого жира, но не дрожь, возникающую обычно при более низких температурах.
На протяжении третьего месяца спальные помещения вернули на уровень 75°F (23,8°C) с целью компенсации эффекта охлажденных комнат за предыдущие четыре недели, в то время как в последний месяц была обеспечена мягкая спальная температура 81°F (27,2°C).
Содержащийся в крови сахар, уровень инсулина и ежедневное расходование калорий у участников эксперимента четко отслеживались в течение всего периода исследования, и в конце каждого месяца измерялось количество бурого жира.
Как выяснилось, холодные температуры изменили организмы участников. Наиболее яркий пример – после четырех недель сна при температуре 66°F (18,8°C), они почти удвоили свой объем бурого жира. Чувствительность к инсулину, подверженная воздействию динамики сахара крови, также улучшилась.
Участники исследования сжигали несколько больше калорий на протяжении дня, когда их спальные помещения были холоднее обычного – хотя и недостаточно для сброса веса после четырех недель. Метаболическое оздоровление прекратилось по прошествии месяца сна при температуре 81°F (27,2°C). В действительности, у мужчин затем оказалось меньше бурого жира, чем после первого скана.
Изменения незначительны, однако весьма показательны, считает Francesco S. Celi, ведущий автор исследования и в настоящий момент профессор Университета Содружества Вирджинии. “Здоровые молодые люди с самого начала”, говорит он, “ лишь благодаря сну в охлажденной комнате получили метаболические преимущества”, способные со временем, по его мнению, уменьшить риск диабета и прочих метаболических проблем.
По мнению Celi, основной вывод исследования – человек, почти без лишних усилий, может ‘подправить’ свое метаболическое самочувствие посредством лишь понижения значения комнатного термостата на несколько градусов.