Кондиционирование воздуха в поезде
В пассажирский вагон воздух должен подаваться обеззараженным, а пассажирам, поездной бригаде и машинистам должно быть при этом комфортно. Основное, что должны выполнять системы кондиционирования в поезде – это поддерживать заданные параметры вне зависимости от погодных условий.
При этом системы должны потреблять минимальный объем энергии и здесь кране важны точные поскольку питаются данные системы либо от сети с напряжением 220 В и ниже, либо от аккумуляторов, либо от контактной сети. Очень важно правильно распределить нагрузки.
Поезд почти всегда получает электричество от контактной сети переменного тока. В ней напряжение составляет от 20 до 35 кВ. Можно получать электричество через генератор от колес поезда. Но тогда велики потери энергии.
Источники энергии имеют в поезде ограничения по массе и габаритам. При небольших размерах, вагон получает большую теплонагрузку. Холодопроизводительность должна реализовываться из расчета 30 кВт на вагон. Для этого в основном используют потолочный воздухораспределитель с перфорацией, работающий на большой площади. Для эффективного охлаждения конденсатора в такие кондиционеры устанавливают высокоэффективные осевые вентиляторы промышленного типа(№3 на рис. ниже).
Возникает необходимость рециркуляции воздуха. Чтобы кондиционировать пространство вагона, нужно использовать на весь вагон одну установку. Дополнительно, воздух забирается по каналам из каждого купе и подается в него обратно. Для вагонов поезда можно назвать характерными сравнительно мощные потоки воздуха, имеющие в купе воздухообмен, равный 20.
Установки должны работать при разных условиях климата, поскольку поезд во время следования может пересекать несколько климатических зон. В вагоне при этом микроклимат должен оставаться комфортным.
В качестве стандартных условий, обычно принимаются влажность 60% и температура 32 °С, или влажность 20%, температура 40 °С.
Система кондиционирования должна стойко переносить аэродинамические удары и сцепку вагонов. Для этого воздух всасывается из пространства по двум параллельным каналам. В купе температура должна регулироваться индивидуально.
Кондиционирования воздуха в поезде должно происходить с учетом обязательных режимов теплонасосного отопления, охлаждения и вентиляции. Должны быть предусмотрены возможности отопления поезда и его вентилирования на случай аварии. Отказы должны управляться автоматически, контролироваться и диагностироваться.
Температурное поле в помещениях вагона должно быть равномерным. Все участники рейса должны чувствовать себя комфортно.